Автографы Сергея Довлатова на антикварно-букинистическом рынке

Собиранием автографов люди занимались еще в древности, но в особую моду это увлечение вошло во Франции в конце XVI века и не угасает до сих пор. В России в дореволюционных букинистических каталогах мы также нередко можем найти предложения о продаже книг поэтов пушкинской эпохи, знаменитых историков и ученых. В начале XXI века наряду с традиционными библиофильскими интересами к автографам, скажем, поэтов Серебряного века наметилась интересная тенденция: все большее количество собирателей интересуется инскриптами и рукописями, вышедшими из-под пера блестящей плеяды шестидесятников. На московских аукционах, что называется «на ура», раскупаются книги с автографами В. Аксенова, Б. Ахмадулиной, И. Бродского, А. Вознесенского, С. Довлатова, Б. Окуджавы, А. Солженицына, Юза Алешковского и других замечательных литераторов.

Интерес к ним вполне понятен. Во-первых, феномен этого всплеска в русской литературе оценен по достоинству. «Большое видится на расстоянии», и это расстояние уже пройдено. Во-вторых, начало нынешнего тысячелетия не принесло повторения мощного литературно-поэтического взрыва первых лет ХХ века. Напомним, что 100 лет назад уже не только были опубликованы основополагающие произведения, например, И. Бунина и А. Куприна, но также вышли первые, а то и вторые-третьи сборники стихов А.Ахматовой, А. Блока, О. Мандельштама, Б. Пастернака, И. Северянина, М. Цветаевой и других великих поэтов Серебряного века. Наконец, в-третьих, взрослым состоятельным дядечкам (а библиофилы на 99% – это странные особи мужского пола) приятно приобрести в свою библиотеку книги с автографами литературных кумиров их молодости.

  Особую нишу в этой когорте занимают автографы Сергея Довлатова, произведения которого ныне весьма модны и читаемы разными поколениями любителей литературы.

Востребованы они во многом из-за оригинальных текстов инскриптов писателя, обладавшего отменным чувством юмора. Тут самое время сказать, что основной массив автографов ХХ века сводится к вечноживущей формуле «Дорогому Ивану Ивановичу от Ивана Никифоровича с уважением и на память». Конечно, Довлатов в части своих инскриптов не избежал стандартных оборотов (а написать оригинальный автограф на ходу, поверьте, весьма непросто). Но в целом его тексты выгодно отличаются от истертых фраз. Пожалуй, только инскрипты Юза Алешковского и Иосифа Бродского могут соперничать в оригинальности с лучшими дарственными надписями Сергея Довлатова. По всей видимости, наш герой охотно подписывал свои книги, ибо его дарственные надписи на различных изданиях регулярно встречаются последние три-четыре года на московском антикварно-букинистическом рынке. Попутно отметим, что ведущие западные аукционы пока обходят эту тему стороной.

Начнем обзор наиболее интересных автографов Довлатова, конечно же, с тех, что находятся в нашем собрании. Небольшая подборка была приобретена мной пару лет назад относительно недорого у Дмитрия Анатольевича Тарасенкова – автора известного детектива «Человек в проходном дворе», эмигранта, сотрудника радиостанции «Свобода», сына известного советского библиографа. Тарасенков достаточно тщательно и планомерно формировал в 1980-е годы подборку инскриптов известных литераторов и последние несколько лет продавал ее в Москве.

Перу Довлатова принадлежит прекрасная фраза, фактически афоризм, имеющий непосредственное отношение к теме нашего небольшого эссе и взятый мной в качестве эпиграфа в выходящем в этом году двухтомном альбоме  «Искусство автографа». Звучит он так: «Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом».

На авантитуле вышедшей в 1985 году в издательстве «Ардис» книге «Ремесло» Сергей Довлатов начертал ее с небольшой интерпретацией:

«Любая подпись мечтает о том, чтобы её считали автографом, в том числе и эта: С.Довлатов».

DSC07137.JPGДругая книга, подаренная Тарасенкову, – «Марш одиноких», вышедший в 1983 году. 

На авантитуле автограф: «Романс старой  куртизанки:  “В запыленной  связке старых  писек…” Диссидентский романс: “В оппозицию девушка провожала бойца…” Романс алкоголика: “Цирроз-воевода с дозором обходит владенья  свои…”».

На третьей сторонке обложки сделанная владельцем вклейка с текстом: «Довлатов жил в Квинсе – в микрорайоне с высокой плотностью носителей русского языка. Когда он прогуливал сучку Глашу, всякий встречный считал своим долгом остановить его и поинтересоваться: “Какие творческие планы, Серега? Что пишешь?” “Марш одиноких” надписан Довлатовым в 1984 году – если не путаю. Дмитрий Тарасенков. 06.10.2012».

DSC07141.JPGИ, наконец, третий шедевр, – подкрашенный желтым фломастером рисунок нескольких парящих в воздухе медвежат с крылышками. Пикантность рисунку придает подпись внизу черным фломастером заглавными буквами: «РОЙ МЕДВЕДЕВ».

Надо сказать, что этот остроумный ход нередко использовался Довлатовым, поэтому существует несколько его различных рисунков с данным сюжетом. То медведей меньше, то больше, то они парят вокруг Спасской башни, то просто витают в воздухе.

Теперь приведем несколько примеров проданных на московских аукционах занимательных автографов Довлатова, снабдив их описание самой интересной информацией – финальной ценой продажи.

Аукцион журнала «Про книги» 
«75 книг из собрания Анатолия и Дмитрия Тарасенковых»

14 декабря 2012 года
Лот № 22.  Довлатов, С.Д. Наши  Сергей Довлатов; художник Марк Серман. – Ann Arbor: Ардис, 1983. – 140 с.
На авантитуле автограф: «Звонит моей жене приятельница: – Когда у твоего сына день рождения и какой у него размер обуви? Моя жена говорит: – Ни в коем случае! Ведь это дорого! Мы будем дико смущены! В Америке страшно дорогая обувь!.. А приятельница в ответ: – При чем тут обувь? Я ему носки хотела подарить… С.». 
Редкий пример автографа-анекдота, которыми была наполнена эмигрантская жизнь в США. Сам случай перекликается с примерами из описываемых С. Довлатовым жизненных перипетий
Уход – 98.000 руб. 
Аукционный дом  «Империя»
 
28 апреля 2013 года
Лот №401. Довлатов, С.Д. Компромисс  Нью-Йорк: Серебряный век, 1981. – 128 с.
В двухцветной иллюстрированной издательской обложке. Экземпляр с автографом автора на титульном листе: «Мите Тарасенкову  в память о  мокром  снеге.  С. Довлатов  13 апреля  1983 г.». 
Влад. вклейка на 3 с. обложки с собственноручным комментарием Д. Тарасенкова: «В разгар надписывания выложенных им на стол книг С. Д. деликатно  поинтересовался, почему я хмурый.  Я объяснил: похмелье. Вчера вот хватил  лишку... Он страдальчески поморщился  и исчез, бросив меня на своих домашних. Через десять минут – как раз столько до магазина Монина 108-й и обратно – на стол была водружена  картонка с полдюжиной пива. Никакого снега в Нью-Йорке не было.  Ностальгическая надпись рождена  ситуацией.  Дмитрий Тарасенков  05.11.2012». Незначительное выцветание корешка.
Уход – 85.000 руб.

7 декабря 2013 года
Лот №330. Волкова, М. Не только Бродский: Русская культура в портретах и анекдотах  Марианна Волкова; Текст Сергея Довлатова; Translated from the Russian by Brian J. Baer. – New York: Слово, 1988. – 111 с.
В двухцветной иллюстрированной издательской обложке. Экземпляр с автографом Сергея Довлатова на авантитуле: «Для В.Н. Войновича  Дорогому Владимиру  Николаевичу от Довлатова,  встревоженного случайными  слухами о его болезнях и  ужасно обрадованного  вполне четкими сведениями о его триумфе на родине.  Ваш С. Довлатов». Влад. комментарий на 2 с. обложки (пр. карандаш): «Получено от В. Войновича, если не  ошибаюсь, в том же 1988 году.  Дмитрий Тарасенков  05.11.2012».
Первое издание.
Уход – 24.000 руб.
Аукционный дом  «Антиквариум»

25 июня 2015 года
Лот № 332. Письма С.Д. Довлатова и Т.Н. Зибуновой в конверте, адресованные А. С. Кушнеру. 1974. 2 л.
Уход – 420 у.е.

Лот № 331. Письмо С.Д. Довлатова в конверте, адресованное А. С. Кушнеру. 1973. 1 л.
Уход – 420 у.е.

Лот № 333. Две фотографии Сергея Довлатова с его развернутым автографом, адресованным Александру Кушнеру. 1978. 
1. Сергей Довлатов. 1978. На обороте фотографии надпись: «Сияющему Кушнеру от поблескивающего Довлатова. 21 авг. 78г. С.Д.»        
2. Александр Кушнер и Сергей Довлатов. Нью-Йорк. 1988
Из архива А.С. Кушнера.
Уход – 600 у.е.
     
Читатели журнала, конечно же, после этой публикации будут по-другому смотреть на авторов «Русского пионера». Немного прищурив правый глаз, они оценивающе осмотрят фигуру литератора и зададут себе экономически грамотный вопрос: «Интересно, сколько будут стоить его/ее автографы лет этак через двадцать?».