- Личный сайт библиофила
- Статьи
- Лев Зак – мой земляк
Лев Зак – мой земляк
В процессе работы над книгой «Рандеву. Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века» я с удивлением обнаружил, что некоторые герои исследования одновременно являются моими земляками. Самый близкий из них с географической точки зрения по месту рождения - Лев (Леон) Васильевич Зак (литературные псевдонимы— Хрисанф, М. Россиянский), 12 июля 1892 (деревня Растяпино Нижегородской губернии) – 30 марта 1980 (Париж). Эта небольшая деревня, расположенная в 40 км от губернского центра на берегу Оки, впоследствии переросшая в рабочий поселок Растяпино и город Дзержинск , была излюбленным местом отдыха обеспеченных нижегородцев и творческой интеллигенции. Прекрасный сосновый бор давал основания называть живописное местечко Нижегородской Ялтой, а среди ее обитателей были не только известные купцы, промышленники и адвокаты, но и, скажем, писатель Владимир Короленко и изобретатель радио Александр Попов.
Путем интенсивных краеведческих изысканий нам даже удалось определить вероятное месторасположение дома, где прошли младенческие годы будущего живописца, графика, сценографа, художника-монументалиста, скульптора и поэта. К сожалению, до настоящего времени это деревянное здание не сохранилось, пойдя на слом в начале 1990-х годов.
Лев Зак родился в типичной еврейской семье, его отец был владельцем преуспевающей нижегородской аптеки. Лев - двоюродный брат философа С.Л. Франка. Художественное образование получил в 1905–1910 в частных студиях Ф.И. Рерберга и И.И. Машкова. Параллельно изучал античную литературу в Московском университете, интерес к которой сохранил на многие годы. С 1908 до 1917 (с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников.
Писал стихи, вошел в группу московских эгофутуристов «Мезонин поэзии» - именно он придумал это название, и печатался в коллективных сборниках под псевдонимом Хрисанф. Зак оформлял и поэтические сборники эгофутуристов, в частности «Пламя пышет» Р. Ивнева (1913), «Весенние проталинки» (1911), «Carmina», «Экстравагантные флаконы» (оба — 1913), «Феерический собор» (1914) В.Г. Шершеневича, футуристические альманахи «Засахарекры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все — 1913). Готовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан). Круг его общения тех лет – имажинисты и эгофутуристы Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Василиск Гнедов, Борис Лавренев и др. По свидетельству Шершеневича Лев Зак был фактическим вдохновителем этой группы.
Под псевдонимом М. Россиянский публиковал свои теоретические исследования по филологии и лингвистике.
В моем собрании имеется несколько примечательных малотиражных (500-600 экз.) сборников издательства «Мезонин поэзии» с обложками работы Льва Зака. Один из них – «Вернисаж» - снабжен прекрасным автографом жене своего художественного наставника Федора Ивановича Рерберга:
Антонине Петровне Рерберг / в надежде, что она никогда не предаст / его анафеме / всегда преданный ей / Лев Зак
В самом сборнике опубликованы четыре парижских стихотворения поэта за подписью «Хрисанф» с соответствующими эпохе темами и лирическими героями: ночь, вино, женщины, медиумы и хироманты.
Льет призраки ночь, как олово,
Гадает она потихоньку.
В страшную эту столовую
Придите же Вы, о, тоненькая.
Вы сделаете многоуютнее
Ночь под лампою, в комнате.
Не знаем старинной мы лютни,
О страсти споем мы, пойдемте.
Пойдемте, наполним неведеньем
Рюмки, и будем здесь чокаться.
Ни ночь не увидит, ни медиум
Нежно-невинного фокуса.
В этом же сборнике за подписью М. Россиянский опубликован задуманный как программный, но оставшийся малоизвестным опус «Перчатка кубофутуристам». В нем авторам сборника «Пощечина общественному вкусу» предъявляются обвинения в «непонимании сущности слова как поэтического материала», в том, что «собираясь «сбросить с парохода современности» тех, кто до сих пор был его рулевыми, они еще не умеют узнавать путь по звездам и не постигают устройства и цели простейшего из всех приборов мореплавания – компаса».
Библиофилам также будет интересно узнать об имеющемся в собрании экземпляре сборника стихотворений Вадима Шершеневича «Экстравагантные флаконы» с автографом автора «Милому поэту Георгию Иванову». Стихотворение с вызывающим названием «Кошмар проститутки» снабжено посвящением Леону Заку. Как и многие другие стихи эгофутуристов, данное носит несколько насмешливо-жеманный характер.
Из всех оформленных в это время Львом Заком книг, пожалуй, самая яркая – поэтический сборник Вадима Шершеневича «CARMINA». Он издан на веленевой бумаге и содержит фронтиспис и шесть недурственных иллюстраций на отдельных страницах. Мой экземпляр происходит из библиотеки известного поэта Серебряного века, уроженца Нижегородской губернии Бориса Садовского. Книга снабжена автографом:
Многоуважаемому Б. А. Садовскому / в знак уважения к его творчеству / от автора – который / отрекся от этой книги. / Москва. Зима. 1914
Как книжный график Зак сотрудничал с журналом «Золотое руно». В 1910-х годах подолгу жил в Париже. В 1916 и 1917 экспонировал свои работы на выставках «Мира искусства».
В 1918 году в Берлине создал иллюстрации к «Пиру во время чумы» из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.
В 1920 в качестве художника-декоратора участвовал в постановке спектакля «Жизель» Русскими балетами Веры Немчиновой в Париже. В 1920 эмигрировал через Константинополь; сначала жил во Флоренции, в 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом в Русском романтическом театре Б. Романова, в частности оформил оперу-балет Р. Дриго «Миллионы Арлекино» (1922). В 1923 создал литографии к русскому изданию трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы», в 1924 — иллюстрации к комедии Н. Макиавелли «Мандрагора».
В конце 1923 года окончательно поселился в Париже. В 1926 в галерее Современного искусства открылась персональная выставка акварелей и рисунков Лео Зака. За ней последовала выставка в галерее «Персье» (1927). Принимал участие в салоне Независимых, Осеннем салоне. Стал одним из учредителей салона Супернезависимых. В 1928 произведения художника экспонировались на выставке русского искусства в Брюсселе и выставке Современного французского искусства в Москве, в 1935 — на выставке русского искусства в Праге.
В 1938 принял французское подданство. В годы оккупации Парижа немецкими войсками скрывался в деревне под чужим именем. В 1943 создал декорации и костюмы к постановкам «Стенька Разин» А.К. Глазунова и «Князь Игорь» А.П. Бородина, осуществленными Новыми балетами Монте-Карло.
В послевоенные годы стал популярным иллюстратором. В 1945–1948 оформил книги:«Трагедии» Д'Обиньи, «Сонеты» П. Ронсара, «Безумный поэт» П. Эммануэля, «Федра» Ж. Расина, «Сочинения», «Озарения», «Сквозь ад» А. Рембо, «Сочинения» П. Верлена, «Цветы зла» Ш. Бодлера.
К сценографии обращался лишь периодически, в частности создал эскизы костюмов и декораций спектакля «Концерт» С.С. Прокофьева для Опера-Комик в 1947.
В середине 1940-х Лео Зак оставил фигуративную живопись, чтобы заняться разработкой собственного абстрактного стиля. В 1947 представил в галерее «Жарет» первые результаты своих творческих поисков - композиции простых геометрических фигур и штрихов, расположенных на полихромном фоне. В дальнейшем пришел к более лирической манере абстракционизма.
Работал в жанре экслибриса.
В 1950 исполнил витраж «Крестный путь» и каменную статую «Святая Тереза» для церкви в Карсаке. Эта работа ознаменовала новый поворот в творчестве Зака. В 1950-х–1960-х он оформил и реставрировал часовню Нотр-дам де Повр, базилику Сакре Кер, часовню Пети-Фрер де Повр, базилику Св. Жанны Д'Арк в Париже, собор бенедиктинцев в Валони, часовню и семинарию в Керодрен, церковь Св. Людовика в Бресте, церковь Св. Винсента в Страсбурге и другие.
В нашем собрании находится ряд библиофильских и тиражных изданий парижского периода жизни и работы художника.
•Voltaire. La princesse de Babylone, suivie de contes divers / Voltaire ; aquarelles de Léon - Zack. - Paris : Éditions du Trianon, 1930. - 293, [9] с. : ил., [8] л. ил. - 22,1х16,4. (Grande сollection Trianon № 2). - 620 нум. экз. (1-620), 20 экз. не для продажи (I-XX).
Вольтер. Принцесса Вавилонская и другие сказки / Вольтер ; акварели Льва Зака. - Париж : Трианон, 1930. - (Большая коллекция Трианона № 2).
В орнаментированной цветной издательской обложке. Непронумированный экземпляр на бумаге "sur velin de fil du Marais". Иллюстрации воспроизведены в технике автотипии, раскраска - ручная набивка по трафарету.
Принцесса Вавилонская – философская сказка, написанная Вольтером в 1768 году. Лео Зак иллюстрирует растянутую во времени историю о Формозанте - принцессе Вавилона, поисках ее возлюбленного, скитаниях и приключениях.
•Longus. Daphnis et Chloé / Longus ; traduction d'Amyot ; revue et complétée par Paul-Louis Courier ; frontispiece et ornaments par Léon Zack. - Monaco: Éditions du Rocher, 1946. - 168, [4] с. : ил.; 15,5х12,0 см. - 3500 экз.
Лонг. Дафнис и Хлоя / Лонг ; перевод Амео ; обработанная и дополненная Поль-Луи Курье ; фронтиспис и заставки Льва Зака. - Монако : Роше ("Скала"), 1946.
В иллюстрированной цветной издательской обложке. Иллюстрации воспроизведены в технике цинкографии.
Это один из пяти древнегреческих греческих романов, написанный около II в. Действие происходит в деревне на окраине острова Лесбос. Историю любви двух подкидышей из богатых семейств Дафниса и Хлои, их жизнь среди пастухов и финальное обретение счастья и богатства иллюстрировали многие художники. Данное издание карманного формата не относится к числу библиофильских и содержит скромные заставки.
•Stendhal. Le rose et le vert, suivi de Mina de Vanghel / Stendhal ; illustrations de Léon Zack. - Monaco: Éditions du Rocher, 1947. - 235, [5] с. : ил. ; 16,5х13,0 см. - 5 000 экз.
Стендаль. Розовое и зелёное. Мина Вангель / Стендаль ; иллюстрации Льва Зака. - Монако : Роше ("Скала"), 1947.
В иллюстрированной цветной издательской обложке. Иллюстрации воспроизведены в технике цинкографии.
Манера исполнения несколько напоминает иллюстрации изданий «Мезонин поэзии», но является более реалистичной и коммерческой.
•Garnier, R. Les Juifves : tragedie 1583 / Robert Garnier ; lithographies originales de Léon Zack. - Paris : Éditions A. et P. Jarach, [1948]. - 169, [9] с. : ил. ; 5 нум. экз. (I-V), 145 нум. экз. (1-145), 16 именных экз. Именной экземпляр Alexandre Lebrun.
Гарнье, Р. Еврейки : трагедия 1583 / Робер Гарнье ; оригинальные литографии Льва Зака. - Париж : А. и П. Жарак, [1948].
В шрифтовой трёхцветной издательской папке. В чёрном картонажном издательском футляре и папке. На корешке папки наклейка из коричневой бумаги с названием книги, именем и фамилией автора и художника. Несброшюрованный экземпляр на бумаге "sur vélin papeteries de Lana" с необрезанными полями. Иллюстрации воспроизведены в технике автолитографии.
Робер Гарнье ( 1544-1590) – один из самых известных драматургов французского возрождения, автор восьми трагедий и трагикомедий. «Еврейки» - его последняя трагедия, написана в 1583. В ней ярко проявилась свойственная Гарнье злободневность и публицистичность, несмотря на древний сюжет. Основой пьесы стало предание о царе Иудеи Седекии, разбитом Навуходоносором. В трагедии не столько осуждается жестокосердие царя Ассирии и его воинов, сколько оплакиваются народные бедствия, которые сопутствуют войне и приходу любого завоевателя. Наиболее подробно разработан образ матери Седекии — Амиталь.
Брутальные литографии Зака с доминированием черно-белых изображений и фоновой сепии очень напоминают работы Пабло Пикассо и совсем не похожи на ранние работы Льва Зака.
В завершении этого небольшого очерка приведем небольшой библиографический список книжных работ Льва Зака, снабдив его следующим эпиграфом со словами известного библиографа В.И. Межова:
«…едва лишь явился какой-либо указатель, как многие встречают его весьма враждебно. Пусть он на сотни справок ответит удовлетворительно, за это даже не скажут спасибо составителю. Но стоит только двумя-тремя ошибками не угодить справляющемуся, как на голову несчастного библиографа посыпятся обвинения в недобросовестности и невежестве, а его труд сочтут годным только на макулатуру».
Библиография работ Л.В. Зака:
1. Шершеневич, В.Г. Весенние проталинки: [стихи] / Вадим Шершеневич; [обл. работы Л. Зак]. – М.: Тип. торг. д. «М.В. Балдин и К°», 1911. – 32 с.
2. [Засахаре кры]: Эго-футуристы: [альманах] / ред. И.В. Игнатьев; худож. Лев Зак. – СПб.: Петерб. глашатай И.В. Игнатьева, 1913. – 16 с.
3. Вернисаж: [сб.] / обл. работы Л. Зак. – М.: Мезонин поэзии, 1913. – [30] с. – (Мезонин поэзии; Вып. 1. Сент. 1913).
4. Ивнев, Р. Пламя пышет: [стихи] / Рюрик Ивнев. – М.: Мезонин поэзии, 1913. – [16] с.
5. Шершеневич, В.Г. Carmina: лирика (1911-1912) /Вадим Шершеневич; обл., фронт. и рис. Льва Зак. – М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1913. – 143 с., 1 л. фронт. (ил.): ил.
6. Шершеневич, В.Г. Экстравагантные флаконы: [стихи] / Вадим Шершеневич; [обл. работы Льва Зак]. – М.: Мезонин поэзии, [1913]. – [24] с.
7. Пушкин, А.С. Пир во время чумы / Литогр. Льва Зака. – Берлин: Вальтер и Ракинт, 1924. – 16, [3] с., 6 л. ил.
8. Макиавелли, Н. Мандрагора: Комедия в 5 д. / Никколо Макиавелли; пер. с итал. В.И. Ракинта; стихи в пер. Р. Блох; вступ. ст. Я.Н. Блоха; автолитогр. Л. Зака. – Берлин: Петрополис, 1924. – 143 с., 6 л. ил. – (Театр / Под ред. Д.К. Петрова и Я.Н. Блоха. Памятники мирового репертуара; Вып. 5).
9. Voltaire. La princesse de Babylone, suivie de contes divers / aquarelles de Léon Zack. – Paris : Éditions du Trianon, 1930.
10. Emmanuel, P. Le Poète fou / avec neuf compositions ... par Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1944.
11. Emmanuel, P. Hymne à la France / orné de trois compositions de Léon Zack coloriées par l'artiste. – Monaco : Éditions du Rocher, 1944.
12. Mallarmé, S. Propos sur la poésie, recueillis dans sa correspondance et présentés par Henri Mondor / [portrait par Léon Zack ; vignettes et couverture de Louis Tassin]. – Monaco : Éditions du Rocher, 1945.
13. Longus. Daphnis et Chloé / traduction d'Amyot ; revue et complétée par Paul-Louis Courier ; frontispice et ornements par Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1946.
14. Aubigné, Th. Les Tragiques / introduction et choix par Pierre Emmanuel ; bois gravés par Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1946.
15. Lunel, A. Par d'étranges chemins, souvenirs de mai-juin 1940 / illustrations de Léon Zack. – Monaco : Éditions A. et P. Jarach, 1946.
16. Ronsard, P. Sonnets pour Hélène... / bois gravés de Léon Zack. – Monaco : à la Voile latine, 1946.
17. Les Baisers de Jean Second, imités par Pierre de Ronsard et ses disciples [Antoine de Baïf, Jacques Tahureau, Olivier de Magny, Joachim du Bellay, Jacques Grévin, etc.], 1500–1600 / illustrations et ornements de Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1946.
18. Stendhal. Le rose et le vert, suivi de Mina de Vanghel / illustrations de Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1947.
19. Garnier, R. Les Juifves : tragedie 1583 / lithographies originales de Léon Zack. – Paris : Éditions A. et P. Jarach, [1948].
20. Beauharnais, A. Princesse Alexandra de Beauharnais. Josselé / illustrations de Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1948.
21. Beckers, A. Poèmes divers / [Lithographie originale de Léon Zack.]. – [Lyon] : A. Henneuse, 1951.
22. Tchekov, A. Contes : choix pour la jeunesse / traduits du russe par Daria Olivier ; illustrations de Léon Zack. – Paris : A. Michel, 1954.
23. [Bible. A.T. Ecclésiaste (Extraits), français. 1967 (français). Extrait. 1967] / [lithographie originale de] Léon Zack. – Lombreuil : Éditions des Nouvelles images, 1967.
24. Zack, L. Esquisse du problème de l'art abstrait [Texte imprimé] / 6 eaux-fortes et aquatintes de Léon Zack ; précédées d'un texte de Alain Beckers ; Préface de Serge Young ; présentation de Paul. – Anvers : De Nederlandsche Boekhandl, 1951.
25. Rossiansky, M. Commentaires du silence / 10 eaux-fortes et aquatintes de Léon Zack. – Locarno : Lafranca, 1972.
26. Zack, L. [poèmes et illustrations]. – Lombreuil : Éditions des Nouvelles images, 1974.
27. Zack, L. Des Perles aux aigles / Léon Zack ... ; dessins originaux de l'auteur. – Paris : Éditions Saint-Germain-des-Prés, 1975.
Путем интенсивных краеведческих изысканий нам даже удалось определить вероятное месторасположение дома, где прошли младенческие годы будущего живописца, графика, сценографа, художника-монументалиста, скульптора и поэта. К сожалению, до настоящего времени это деревянное здание не сохранилось, пойдя на слом в начале 1990-х годов.
Лев Зак родился в типичной еврейской семье, его отец был владельцем преуспевающей нижегородской аптеки. Лев - двоюродный брат философа С.Л. Франка. Художественное образование получил в 1905–1910 в частных студиях Ф.И. Рерберга и И.И. Машкова. Параллельно изучал античную литературу в Московском университете, интерес к которой сохранил на многие годы. С 1908 до 1917 (с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников.
Писал стихи, вошел в группу московских эгофутуристов «Мезонин поэзии» - именно он придумал это название, и печатался в коллективных сборниках под псевдонимом Хрисанф. Зак оформлял и поэтические сборники эгофутуристов, в частности «Пламя пышет» Р. Ивнева (1913), «Весенние проталинки» (1911), «Carmina», «Экстравагантные флаконы» (оба — 1913), «Феерический собор» (1914) В.Г. Шершеневича, футуристические альманахи «Засахарекры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все — 1913). Готовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан). Круг его общения тех лет – имажинисты и эгофутуристы Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Василиск Гнедов, Борис Лавренев и др. По свидетельству Шершеневича Лев Зак был фактическим вдохновителем этой группы.
Под псевдонимом М. Россиянский публиковал свои теоретические исследования по филологии и лингвистике.
В моем собрании имеется несколько примечательных малотиражных (500-600 экз.) сборников издательства «Мезонин поэзии» с обложками работы Льва Зака. Один из них – «Вернисаж» - снабжен прекрасным автографом жене своего художественного наставника Федора Ивановича Рерберга:
Антонине Петровне Рерберг / в надежде, что она никогда не предаст / его анафеме / всегда преданный ей / Лев Зак
В самом сборнике опубликованы четыре парижских стихотворения поэта за подписью «Хрисанф» с соответствующими эпохе темами и лирическими героями: ночь, вино, женщины, медиумы и хироманты.
Льет призраки ночь, как олово,
Гадает она потихоньку.
В страшную эту столовую
Придите же Вы, о, тоненькая.
Вы сделаете многоуютнее
Ночь под лампою, в комнате.
Не знаем старинной мы лютни,
О страсти споем мы, пойдемте.
Пойдемте, наполним неведеньем
Рюмки, и будем здесь чокаться.
Ни ночь не увидит, ни медиум
Нежно-невинного фокуса.
В этом же сборнике за подписью М. Россиянский опубликован задуманный как программный, но оставшийся малоизвестным опус «Перчатка кубофутуристам». В нем авторам сборника «Пощечина общественному вкусу» предъявляются обвинения в «непонимании сущности слова как поэтического материала», в том, что «собираясь «сбросить с парохода современности» тех, кто до сих пор был его рулевыми, они еще не умеют узнавать путь по звездам и не постигают устройства и цели простейшего из всех приборов мореплавания – компаса».
Библиофилам также будет интересно узнать об имеющемся в собрании экземпляре сборника стихотворений Вадима Шершеневича «Экстравагантные флаконы» с автографом автора «Милому поэту Георгию Иванову». Стихотворение с вызывающим названием «Кошмар проститутки» снабжено посвящением Леону Заку. Как и многие другие стихи эгофутуристов, данное носит несколько насмешливо-жеманный характер.
Из всех оформленных в это время Львом Заком книг, пожалуй, самая яркая – поэтический сборник Вадима Шершеневича «CARMINA». Он издан на веленевой бумаге и содержит фронтиспис и шесть недурственных иллюстраций на отдельных страницах. Мой экземпляр происходит из библиотеки известного поэта Серебряного века, уроженца Нижегородской губернии Бориса Садовского. Книга снабжена автографом:
Многоуважаемому Б. А. Садовскому / в знак уважения к его творчеству / от автора – который / отрекся от этой книги. / Москва. Зима. 1914
Как книжный график Зак сотрудничал с журналом «Золотое руно». В 1910-х годах подолгу жил в Париже. В 1916 и 1917 экспонировал свои работы на выставках «Мира искусства».
В 1918 году в Берлине создал иллюстрации к «Пиру во время чумы» из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.
В 1920 в качестве художника-декоратора участвовал в постановке спектакля «Жизель» Русскими балетами Веры Немчиновой в Париже. В 1920 эмигрировал через Константинополь; сначала жил во Флоренции, в 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом в Русском романтическом театре Б. Романова, в частности оформил оперу-балет Р. Дриго «Миллионы Арлекино» (1922). В 1923 создал литографии к русскому изданию трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы», в 1924 — иллюстрации к комедии Н. Макиавелли «Мандрагора».
В конце 1923 года окончательно поселился в Париже. В 1926 в галерее Современного искусства открылась персональная выставка акварелей и рисунков Лео Зака. За ней последовала выставка в галерее «Персье» (1927). Принимал участие в салоне Независимых, Осеннем салоне. Стал одним из учредителей салона Супернезависимых. В 1928 произведения художника экспонировались на выставке русского искусства в Брюсселе и выставке Современного французского искусства в Москве, в 1935 — на выставке русского искусства в Праге.
В 1938 принял французское подданство. В годы оккупации Парижа немецкими войсками скрывался в деревне под чужим именем. В 1943 создал декорации и костюмы к постановкам «Стенька Разин» А.К. Глазунова и «Князь Игорь» А.П. Бородина, осуществленными Новыми балетами Монте-Карло.
В послевоенные годы стал популярным иллюстратором. В 1945–1948 оформил книги:«Трагедии» Д'Обиньи, «Сонеты» П. Ронсара, «Безумный поэт» П. Эммануэля, «Федра» Ж. Расина, «Сочинения», «Озарения», «Сквозь ад» А. Рембо, «Сочинения» П. Верлена, «Цветы зла» Ш. Бодлера.
К сценографии обращался лишь периодически, в частности создал эскизы костюмов и декораций спектакля «Концерт» С.С. Прокофьева для Опера-Комик в 1947.
В середине 1940-х Лео Зак оставил фигуративную живопись, чтобы заняться разработкой собственного абстрактного стиля. В 1947 представил в галерее «Жарет» первые результаты своих творческих поисков - композиции простых геометрических фигур и штрихов, расположенных на полихромном фоне. В дальнейшем пришел к более лирической манере абстракционизма.
Работал в жанре экслибриса.
В 1950 исполнил витраж «Крестный путь» и каменную статую «Святая Тереза» для церкви в Карсаке. Эта работа ознаменовала новый поворот в творчестве Зака. В 1950-х–1960-х он оформил и реставрировал часовню Нотр-дам де Повр, базилику Сакре Кер, часовню Пети-Фрер де Повр, базилику Св. Жанны Д'Арк в Париже, собор бенедиктинцев в Валони, часовню и семинарию в Керодрен, церковь Св. Людовика в Бресте, церковь Св. Винсента в Страсбурге и другие.
В нашем собрании находится ряд библиофильских и тиражных изданий парижского периода жизни и работы художника.
•Voltaire. La princesse de Babylone, suivie de contes divers / Voltaire ; aquarelles de Léon - Zack. - Paris : Éditions du Trianon, 1930. - 293, [9] с. : ил., [8] л. ил. - 22,1х16,4. (Grande сollection Trianon № 2). - 620 нум. экз. (1-620), 20 экз. не для продажи (I-XX).
Вольтер. Принцесса Вавилонская и другие сказки / Вольтер ; акварели Льва Зака. - Париж : Трианон, 1930. - (Большая коллекция Трианона № 2).
В орнаментированной цветной издательской обложке. Непронумированный экземпляр на бумаге "sur velin de fil du Marais". Иллюстрации воспроизведены в технике автотипии, раскраска - ручная набивка по трафарету.
Принцесса Вавилонская – философская сказка, написанная Вольтером в 1768 году. Лео Зак иллюстрирует растянутую во времени историю о Формозанте - принцессе Вавилона, поисках ее возлюбленного, скитаниях и приключениях.
•Longus. Daphnis et Chloé / Longus ; traduction d'Amyot ; revue et complétée par Paul-Louis Courier ; frontispiece et ornaments par Léon Zack. - Monaco: Éditions du Rocher, 1946. - 168, [4] с. : ил.; 15,5х12,0 см. - 3500 экз.
Лонг. Дафнис и Хлоя / Лонг ; перевод Амео ; обработанная и дополненная Поль-Луи Курье ; фронтиспис и заставки Льва Зака. - Монако : Роше ("Скала"), 1946.
В иллюстрированной цветной издательской обложке. Иллюстрации воспроизведены в технике цинкографии.
Это один из пяти древнегреческих греческих романов, написанный около II в. Действие происходит в деревне на окраине острова Лесбос. Историю любви двух подкидышей из богатых семейств Дафниса и Хлои, их жизнь среди пастухов и финальное обретение счастья и богатства иллюстрировали многие художники. Данное издание карманного формата не относится к числу библиофильских и содержит скромные заставки.
•Stendhal. Le rose et le vert, suivi de Mina de Vanghel / Stendhal ; illustrations de Léon Zack. - Monaco: Éditions du Rocher, 1947. - 235, [5] с. : ил. ; 16,5х13,0 см. - 5 000 экз.
Стендаль. Розовое и зелёное. Мина Вангель / Стендаль ; иллюстрации Льва Зака. - Монако : Роше ("Скала"), 1947.
В иллюстрированной цветной издательской обложке. Иллюстрации воспроизведены в технике цинкографии.
Манера исполнения несколько напоминает иллюстрации изданий «Мезонин поэзии», но является более реалистичной и коммерческой.
•Garnier, R. Les Juifves : tragedie 1583 / Robert Garnier ; lithographies originales de Léon Zack. - Paris : Éditions A. et P. Jarach, [1948]. - 169, [9] с. : ил. ; 5 нум. экз. (I-V), 145 нум. экз. (1-145), 16 именных экз. Именной экземпляр Alexandre Lebrun.
Гарнье, Р. Еврейки : трагедия 1583 / Робер Гарнье ; оригинальные литографии Льва Зака. - Париж : А. и П. Жарак, [1948].
В шрифтовой трёхцветной издательской папке. В чёрном картонажном издательском футляре и папке. На корешке папки наклейка из коричневой бумаги с названием книги, именем и фамилией автора и художника. Несброшюрованный экземпляр на бумаге "sur vélin papeteries de Lana" с необрезанными полями. Иллюстрации воспроизведены в технике автолитографии.
Робер Гарнье ( 1544-1590) – один из самых известных драматургов французского возрождения, автор восьми трагедий и трагикомедий. «Еврейки» - его последняя трагедия, написана в 1583. В ней ярко проявилась свойственная Гарнье злободневность и публицистичность, несмотря на древний сюжет. Основой пьесы стало предание о царе Иудеи Седекии, разбитом Навуходоносором. В трагедии не столько осуждается жестокосердие царя Ассирии и его воинов, сколько оплакиваются народные бедствия, которые сопутствуют войне и приходу любого завоевателя. Наиболее подробно разработан образ матери Седекии — Амиталь.
Брутальные литографии Зака с доминированием черно-белых изображений и фоновой сепии очень напоминают работы Пабло Пикассо и совсем не похожи на ранние работы Льва Зака.
В завершении этого небольшого очерка приведем небольшой библиографический список книжных работ Льва Зака, снабдив его следующим эпиграфом со словами известного библиографа В.И. Межова:
«…едва лишь явился какой-либо указатель, как многие встречают его весьма враждебно. Пусть он на сотни справок ответит удовлетворительно, за это даже не скажут спасибо составителю. Но стоит только двумя-тремя ошибками не угодить справляющемуся, как на голову несчастного библиографа посыпятся обвинения в недобросовестности и невежестве, а его труд сочтут годным только на макулатуру».
Библиография работ Л.В. Зака:
1. Шершеневич, В.Г. Весенние проталинки: [стихи] / Вадим Шершеневич; [обл. работы Л. Зак]. – М.: Тип. торг. д. «М.В. Балдин и К°», 1911. – 32 с.
2. [Засахаре кры]: Эго-футуристы: [альманах] / ред. И.В. Игнатьев; худож. Лев Зак. – СПб.: Петерб. глашатай И.В. Игнатьева, 1913. – 16 с.
3. Вернисаж: [сб.] / обл. работы Л. Зак. – М.: Мезонин поэзии, 1913. – [30] с. – (Мезонин поэзии; Вып. 1. Сент. 1913).
4. Ивнев, Р. Пламя пышет: [стихи] / Рюрик Ивнев. – М.: Мезонин поэзии, 1913. – [16] с.
5. Шершеневич, В.Г. Carmina: лирика (1911-1912) /Вадим Шершеневич; обл., фронт. и рис. Льва Зак. – М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1913. – 143 с., 1 л. фронт. (ил.): ил.
6. Шершеневич, В.Г. Экстравагантные флаконы: [стихи] / Вадим Шершеневич; [обл. работы Льва Зак]. – М.: Мезонин поэзии, [1913]. – [24] с.
7. Пушкин, А.С. Пир во время чумы / Литогр. Льва Зака. – Берлин: Вальтер и Ракинт, 1924. – 16, [3] с., 6 л. ил.
8. Макиавелли, Н. Мандрагора: Комедия в 5 д. / Никколо Макиавелли; пер. с итал. В.И. Ракинта; стихи в пер. Р. Блох; вступ. ст. Я.Н. Блоха; автолитогр. Л. Зака. – Берлин: Петрополис, 1924. – 143 с., 6 л. ил. – (Театр / Под ред. Д.К. Петрова и Я.Н. Блоха. Памятники мирового репертуара; Вып. 5).
9. Voltaire. La princesse de Babylone, suivie de contes divers / aquarelles de Léon Zack. – Paris : Éditions du Trianon, 1930.
10. Emmanuel, P. Le Poète fou / avec neuf compositions ... par Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1944.
11. Emmanuel, P. Hymne à la France / orné de trois compositions de Léon Zack coloriées par l'artiste. – Monaco : Éditions du Rocher, 1944.
12. Mallarmé, S. Propos sur la poésie, recueillis dans sa correspondance et présentés par Henri Mondor / [portrait par Léon Zack ; vignettes et couverture de Louis Tassin]. – Monaco : Éditions du Rocher, 1945.
13. Longus. Daphnis et Chloé / traduction d'Amyot ; revue et complétée par Paul-Louis Courier ; frontispice et ornements par Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1946.
14. Aubigné, Th. Les Tragiques / introduction et choix par Pierre Emmanuel ; bois gravés par Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1946.
15. Lunel, A. Par d'étranges chemins, souvenirs de mai-juin 1940 / illustrations de Léon Zack. – Monaco : Éditions A. et P. Jarach, 1946.
16. Ronsard, P. Sonnets pour Hélène... / bois gravés de Léon Zack. – Monaco : à la Voile latine, 1946.
17. Les Baisers de Jean Second, imités par Pierre de Ronsard et ses disciples [Antoine de Baïf, Jacques Tahureau, Olivier de Magny, Joachim du Bellay, Jacques Grévin, etc.], 1500–1600 / illustrations et ornements de Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1946.
18. Stendhal. Le rose et le vert, suivi de Mina de Vanghel / illustrations de Léon Zack. – Monaco: Éditions du Rocher, 1947.
19. Garnier, R. Les Juifves : tragedie 1583 / lithographies originales de Léon Zack. – Paris : Éditions A. et P. Jarach, [1948].
20. Beauharnais, A. Princesse Alexandra de Beauharnais. Josselé / illustrations de Léon Zack. – Monaco : Éditions du Rocher, 1948.
21. Beckers, A. Poèmes divers / [Lithographie originale de Léon Zack.]. – [Lyon] : A. Henneuse, 1951.
22. Tchekov, A. Contes : choix pour la jeunesse / traduits du russe par Daria Olivier ; illustrations de Léon Zack. – Paris : A. Michel, 1954.
23. [Bible. A.T. Ecclésiaste (Extraits), français. 1967 (français). Extrait. 1967] / [lithographie originale de] Léon Zack. – Lombreuil : Éditions des Nouvelles images, 1967.
24. Zack, L. Esquisse du problème de l'art abstrait [Texte imprimé] / 6 eaux-fortes et aquatintes de Léon Zack ; précédées d'un texte de Alain Beckers ; Préface de Serge Young ; présentation de Paul. – Anvers : De Nederlandsche Boekhandl, 1951.
25. Rossiansky, M. Commentaires du silence / 10 eaux-fortes et aquatintes de Léon Zack. – Locarno : Lafranca, 1972.
26. Zack, L. [poèmes et illustrations]. – Lombreuil : Éditions des Nouvelles images, 1974.
27. Zack, L. Des Perles aux aigles / Léon Zack ... ; dessins originaux de l'auteur. – Paris : Éditions Saint-Germain-des-Prés, 1975.