Мгновенным росчерком пера

Журнал “Читаем Вместе”. Январь 2016. Автор: Андрей Мирошкин.

В Государственном музее А.С. Пушкина с 30 ноября 2015 года по 31 января 2016 года прошла выставка «Искусство автографа. Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов». Ее посетители могли увидеть более 200 автографов известных отечественных писателей, философов и художников XIX–XX веков: книги с дарственными надписями, творческие рукописи и письма, фотографии и рисунки. Экспозиция напомнила о важном элементе литературы и интересном направлении коллекционирования.

«Искусства автографа»… Название этой выставки имеет несколько толкований. Во-первых, автограф может быть утонченным произведением изобразительного искусства (каллиграфия Алексея Ремизова) либо представлять собой специально сочиненный литературный текст (стихотворные инскрипты Константина Бальмонта, Михаила Кузмина). Во-вторых, ритуал преподнесения книги с дарственной надписью имеет свои традиции: выдающийся библиофил Олег Ласунский называет это «культурой книгодарения». Наконец, контекст явления – личность автора книги и адресата надписи, обстоятельства создания инскрипта, музейные залы, где проходит выставка, и т.д. – позволяет назвать это истинным искусством.

Рукописи знаменитостей обладают особым магнетизмом. Изучение манускриптов позволяет увидеть, как шла творческая работа автора над произведением, какие из первоначальных вариантов были отвергнуты, как эволюционировали персонажи, менялись имена, обстоятельства, детали. Анализ рукописей – важнейшая часть работы литературоведа-текстолога.
Но творческие рукописи – это элемент внутренней литературной «кухни» автора. Инскрипт же содержит элемент диалога, прямого обращения к читателю. Поэтому коллекционирование автографов на книгах и почтовых посланиях давно стало отдельным видом собирательства. Антиквары и коллекционеры знают: инскрипт увеличивает ценность книги, сообщает ей эффект «личного присутствия» автора. Смотришь на такое издание – и кажется, что знаменитый писатель былых времен обращается непосредственно к тебе. Энергия выведенных от руки букв передается каждому, кто их видит.

Автографы зачастую оказываются источником ценной информации для историков литературы. Ведь надписи содержат имена, даты, места – все то, что помогает воссоздать страницы биографии писателей или обстоятельства событий, о которых не осталось иных свидетельств. Иные инскрипты представляют собой самостоятельные литературные произведения.

Многие коллекционеры автографов и старых книг не держат под спудом свои сокровища и предоставляют их для различных экспозиций. Теперь и Государственный музей А.С. Пушкина организовал в своих залах выставку инскриптов из частных собраний. В залах собраны автографы русских писателей двух последних веков – от Жуковского до Бродского. За этими надписями – история взаимоотношений знаменитых людей. Всматриваясь в почерк и разбирая старое правописание, можно многое понять о человеке, эпохе и книге. Вот надпись Льва Толстого на одном из томов своего собрания сочинений: «Николаю Николаевичу Страхову в знак дружбы от автора». Неподалеку – инскрипт Леонида Андреева на титульном листе своего сборника рассказов: «Великому художнику Федору Шаляпину с искренней симпатией». Автограф Александра Островского, адресованный Пелагее Стрепетовой, напоминает о выдающейся актрисе ХIХ века, исполнительнице ролей в пьесах «Гроза» и «Без вины виноватые». Свои «Записки врача» Викентий Вересаев надписал Акиму Шапиро – другу и коллеге, отоларингологу, с которым автор книги познакомился в прифронтовом госпитале во время Русско-японской войны. Николай Лесков начертал на своем романе «Соборяне»: «Уважаемому благоприятелю Григорию Петровичу Данилевскому дарю этот первый экземпляр своей книги до выхода в свет издания». Надпись Бориса Пастернака на сборнике «Сестра моя жизнь», подаренном его другу, литератору Константину Локсу, – настоящее стихотворение в прозе: «Безвозрастному буршу, вечному студенту, всклокоченному мятежнику, неукротимому гегельянцу октября, с пожеланием постоянства по всем перечисленным статьям, от периодически успокаивающегося автора».

Сочинение ярких, оригинальных надписей на книгах – тоже особый вид искусства. Об этом, в частности, говорил на открытии выставки председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский. Заядлый коллекционер и многоопытный книговед, кандидат исторических наук, он предоставил для выставки ряд экспонатов из собственного собрания, а также стал составителем двухтомного иллюстрированного альбома «Искусство автографа». Презентация издания прошла в рамках открытия выставки. «Эта тема сейчас уходит из нашей жизни, ведь люди все меньше пишут от руки. Но почерк многое может сказать об авторе, его настроении, его творческих принципах», – отметил Михаил Сеславинский. Он познакомил гостей вернисажа с наиболее примечательными экспонатами – в частности, с затушеванными инскриптами (владельцы книг позднее удаляли часть надписей по политическим либо личным причинам). Глава Роспечати поведал также несколько библиофильских анекдотов о собирателях и даже фальсификаторах автографов. Любой рынок произведений искусства, увы, не обходится без доли подделок. Но на выставке в музее на Пречистенке – только подлинные, проверенные экспертами вещи. Это история отечественной книжной культуры, заключенная в росчерках пера.