Бенуа в рассказах Сеславинского

3 мая исполнилось 150 лет со дня рождения художника и искусствоведа, основателя и идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870–1960). Специально к этой дате было приурочено малое заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ), прошедшее в формате скайп-конференции. С обстоятельным докладом, посвященным ключевым работам художника в области книжной графики, выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский.

17-11-1350.jpgСвое выступление он начал с рассказа об одной из самых знаковых книг для библиофилов – «Азбуке в картинах Александра Бенуа» (1904), едва ли не единственной книжной работе художника для детей. Бенуа трудился над ней более года, но, по словам Сеславинского, создается впечатление, что все иллюстрации созданы «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с дочерьми и маленьким сыном Колей, ставшим впоследствии также известным театральным художником. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

Следующей книгой, в которой многогранный талант Бенуа раскрылся сразу с двух сторон – как выдающегося художника-графика и как серьезного ученого-историка, – стало «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны» (1910). Настоящий труд – результат многолетнего изучения истории царской резиденции… Книга Александра Бенуа издана с роскошью, соответствующей теме. В наше время широкой публике она стала известна из сообщений официальной хроники о том, что в 2012 году тогдашний председатель правительства Дмитрий Медведев подарил сей фолиант президенту России Владимиру Путину на его 60-летие.

Значительным событием русской художественной жизни начала XX века были иллюстрации Бенуа к повести Александра Пушкина «Пиковая дама» (1911). Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мертвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение смерти. Сеславинский отметил: «Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершенные картины. Как и текст, они окружены рамкой из мелких наборных украшений, напечатанных легкой серой краской, и соответствуют размеру наборной полосы; строгий шрифт, стилизованный под шрифт пушкинской поры, не перегружен декором, буквиц нет, что вполне в духе повести: ничего лишнего. Созданные Бенуа заставки и концовки сюжетны, каждая из них эмоционально насыщенна и играет в системе иллюстрирования свою роль».

Два графических эскиза концовок из своего собрания он продемонстрировал библиофилам, благо камера смартфона позволяет это сделать с достаточной четкостью.

«Венцом петербургской иллюстрации» некогда называли вышедшее в 1923 году издание «Медного всадника» Александра Пушкина с 37 рисунками Бенуа. О непростой судьбе появления этой книги подробно рассказал докладчик, ведь первоначальная сюита рисунков была готова еще в 1903 году и вышла в журнале «Мир искусства». Однако самое интересное председатель НСБ оставил «на десерт» – два пробных оттиска иллюстраций к повести с авторской раскраской и пометками художника.

В завершение своего выступления Сеславинский остановился на альбоме «Версаль» (1922) с акварелями и текстом Александра Бенуа и нескольких книгах, оформленных им во Франции во время эмиграции.

Сергей Трубачев