- Личный сайт библиофила
- Жизнь библиофила
- Библиофилы тоже любят котиков
Библиофилы тоже любят котиков
Мартовское заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) было посвящено мирной весенней теме – «Флора и фауна в собраниях книголюбов».
Открыл его собиратель детских книг 20–60-х годов ХХ века Сергей Смирнов, показавший несколько редких изданий о животных, иллюстрации к которым выполнили советские художники-анималисты Алексей Комаров (1879‒1977), Василий Ватагин (1883‒1969) и Евгений Рачев (1906‒1997). Не меньший интерес вызвала книжка-картинка «Цветы» (1936) с рисунками Лидии Поповой (1903‒1951).
Тему фауны в детских книгах 1920–30-х годов продолжил председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков. Он рассказал о первых изданиях на русском языке книг Редьярда Киплинга «Рассказы и сказки» с иллюстрациями автора (1915), «Слоненок» (1926) с рисунками Владимира Лебедева (1891‒1967) и Эрнеста Сэтон-Томпсона – «Кутенейский баран» (1923) с автолитографиями Василия Ватагина. Не остались без внимания библиофилов практически не находимая книга Бориса Пастернака «Зверинец» (1929) с рисунками Николая Купреянова (1894‒1933) и более частая книга Ольги Гурьян «Золотой хвост» (1931) с ксилографиями Петра Староносова (1893‒1942).
Собиратель старопечатных книг Роман Лизогубов показал бумагу XVII–XVIII веков с филигранями, в сюжетах которых встречаются животные. Среди них герб Амстердама, где гербовый щит поддерживают два льва; герб Ярославля, где изображен медведь с секирой под короной; герб Ростова с оленем в гербовом щите. Также внимание собравшихся привлекла памятка, выпущенная «секцией библиофилов и экслибрисистов Северо-западного отдела Всесоюзного общества филателистов» (так громоздко, причудливо называлось в те годы сообщество ленинградских книголюбов). В ней говорилось о том, что на XXV заседании секции 6 сентября 1932 года состоится доклад Петра Картавова «Водяные знаки русских писчебумажных фабрик (из моего собрания)». Она была напечатана тиражом 100 экземпляров на тряпичной бумаге 1732 года на ярославской фабрике Ивана Затрапезнова. Если посмотреть на нее на просвет, то можно увидеть водяной знак медведя с секирой.
Кроме того, библиофил продемонстрировал открытку с портретом и автографом английского писателя-натуралиста Джеральда Даррелла (1925‒1995), о котором он давно мечтал и который приобрел в результате упорной борьбы на одном из аукционов.
В завершение заседания выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский. Сначала он показал редко встречающуюся книгу «Флора Санкт-Петербургская и Московская, или Описание растений, находящихся в окрестностях обеих столиц Российской империи для любителей ботаники и садов, для докторов, аптекарей, содержателей фабрик, красильщиков, экономов и проч.» (1818). Книга была написана врачом и ботаником Осипом Либошицем (1783‒1832) и первым директором Ботанического музея Академии наук Карлом Бернхардом Триниусом (1778‒1844). В ней даны описания и изображения 40 растений и грибов, например широко известные гвоздика травянка и колокольчик раскидистый и ныне забытые парнасская трава и ладьян трехнадрезный.
Вторая часть его выступления была посвящена котам и кошкам в изобразительном искусстве. Сеславинский продемонстрировал работы Рудольфа Жуковского (1814–1886), Феликса Валлотона (1865–1925), Елены Киселевой (1878–1974), Федора Рожанковского (1891–1970), Ивана Астапова (1905‒1982) и Татьяны Мавриной (1900–1996), на которых изображены эти любимые всеми представители фауны.
НГ- Exlibris, Сергей Трубачев
Открыл его собиратель детских книг 20–60-х годов ХХ века Сергей Смирнов, показавший несколько редких изданий о животных, иллюстрации к которым выполнили советские художники-анималисты Алексей Комаров (1879‒1977), Василий Ватагин (1883‒1969) и Евгений Рачев (1906‒1997). Не меньший интерес вызвала книжка-картинка «Цветы» (1936) с рисунками Лидии Поповой (1903‒1951).
Тему фауны в детских книгах 1920–30-х годов продолжил председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков. Он рассказал о первых изданиях на русском языке книг Редьярда Киплинга «Рассказы и сказки» с иллюстрациями автора (1915), «Слоненок» (1926) с рисунками Владимира Лебедева (1891‒1967) и Эрнеста Сэтон-Томпсона – «Кутенейский баран» (1923) с автолитографиями Василия Ватагина. Не остались без внимания библиофилов практически не находимая книга Бориса Пастернака «Зверинец» (1929) с рисунками Николая Купреянова (1894‒1933) и более частая книга Ольги Гурьян «Золотой хвост» (1931) с ксилографиями Петра Староносова (1893‒1942).
Собиратель старопечатных книг Роман Лизогубов показал бумагу XVII–XVIII веков с филигранями, в сюжетах которых встречаются животные. Среди них герб Амстердама, где гербовый щит поддерживают два льва; герб Ярославля, где изображен медведь с секирой под короной; герб Ростова с оленем в гербовом щите. Также внимание собравшихся привлекла памятка, выпущенная «секцией библиофилов и экслибрисистов Северо-западного отдела Всесоюзного общества филателистов» (так громоздко, причудливо называлось в те годы сообщество ленинградских книголюбов). В ней говорилось о том, что на XXV заседании секции 6 сентября 1932 года состоится доклад Петра Картавова «Водяные знаки русских писчебумажных фабрик (из моего собрания)». Она была напечатана тиражом 100 экземпляров на тряпичной бумаге 1732 года на ярославской фабрике Ивана Затрапезнова. Если посмотреть на нее на просвет, то можно увидеть водяной знак медведя с секирой.
Кроме того, библиофил продемонстрировал открытку с портретом и автографом английского писателя-натуралиста Джеральда Даррелла (1925‒1995), о котором он давно мечтал и который приобрел в результате упорной борьбы на одном из аукционов.
В завершение заседания выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский. Сначала он показал редко встречающуюся книгу «Флора Санкт-Петербургская и Московская, или Описание растений, находящихся в окрестностях обеих столиц Российской империи для любителей ботаники и садов, для докторов, аптекарей, содержателей фабрик, красильщиков, экономов и проч.» (1818). Книга была написана врачом и ботаником Осипом Либошицем (1783‒1832) и первым директором Ботанического музея Академии наук Карлом Бернхардом Триниусом (1778‒1844). В ней даны описания и изображения 40 растений и грибов, например широко известные гвоздика травянка и колокольчик раскидистый и ныне забытые парнасская трава и ладьян трехнадрезный.
Вторая часть его выступления была посвящена котам и кошкам в изобразительном искусстве. Сеславинский продемонстрировал работы Рудольфа Жуковского (1814–1886), Феликса Валлотона (1865–1925), Елены Киселевой (1878–1974), Федора Рожанковского (1891–1970), Ивана Астапова (1905‒1982) и Татьяны Мавриной (1900–1996), на которых изображены эти любимые всеми представители фауны.
НГ- Exlibris, Сергей Трубачев