И «Русь», и «Труд», и «Чудеса»

В череде юбилейных мероприятий, приуроченных к 140-летию со дня рождения Бориса Кустодиева (1878–1927), отметился и клуб «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов. В минувшую субботу, 17 февраля, его участники совершили виртуальное путешествие по художественным мирам прославленного знатока русской народной жизни.

Вместе со специалистом по искусству книги 1920-х годов Дмитрием Фоминым собравшиеся познакомились с наиболее интересными работами мастера в области книжной графики. Благодаря разнообразию представленных образцов библиофилы смогли по-новому посмотреть на развитие графического таланта Кустодиева.

К началу 1900-х годов относятся первые опыты художника в оформлении книг классиков русской литературы, в том числе Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого. В них Кустодиев еще искал свой стиль и черпал вдохновение в творчестве более маститых современников из круга «Мира искусства».

Лишь после 1917 года он смог выработать свой неповторимый графический почерк, столь полюбившийся библиофилам. Среди жемчужин книжной графики Кустодиева этого периода — рисунки к детским книжкам «Чудеса» и «Приключения стола и стула» Самуила Маршака (1925 и 1924), «Большевик Том» Надежды Павлович (1925), «Медведь-грамотей» Натальи Манасеиной (1928), «Сельский труд» Михаила Павлова (1925) и др. Тогда же он подготовил иллюстрации к произведениям Александра Пушкина, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Лескова, Алексея Толстого и др. Среди знаковых работ художника — рисунки для знаменитого библиофильского издательства «Аквилон», где в его оформлении вышли «Штопальщик» Николая Лескова, «Шесть стихотворений Некрасова» (оба — 1922), «Русь» Евгения Замятина (1923).

После виртуального знакомства с графическим наследием Кустодиева членам и гостям клуба предложили воочию насладиться лицезрением его работ. Председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский продемонстрировал автографы, рукописи, оригиналы иллюстраций художника из собственного собрания. Наибольший восторг публики вызвала самодельная суперобложка «Бодлер» работы Кустодиева (холст, масло), оригиналы рисунков к картинкам для раскрашивания «Труд» и «Чудесам», эскиз для спектакля «Блоха» Евгения Замятина «Царский скороход» (1924).

Свои кустодиевские сокровищницы приоткрыли старейший московский библиофил Леонард Чертков, журналист Юрий Ростовцев, краевед Гарольд Злочевский и др. Так, первый из них продемонстрировал роскошную подборку календарных стенок, оформленных Кустодиевым, а также наиболее редко встречающиеся книги с его рисунками — «О том, как исцелен был отрок Еразм» Евгения Замятина (1922) и «Житие блохи» (1929).

Под занавес встречи, во время традиционного чаепития, участники заседания желали друг другу, чтобы книги с иллюстрациями и рисунки  Кустодиева не переводились в библиофильских собраниях.  

Людмила Ларионова