«Кобзарь» в скайпе

Прошедшее в самом конце февраля в режиме онлайн заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) было приурочено к 150-летию со дня рождения поэтессы и писательницы Леси Украинки (1871–1913). На этот раз блеснуть своими сокровищами могли те, у кого в коллекции были издания, связанные с Украиной, ведь название темы встречи звучало как «Украиника в моем собрании». В режиме видеоконференции помимо библиофилов участие в заседании клуба приняли представители литературно-мемориального Музея Леси Украинки из города Новоград-Волынский Житомирской области – родного города поэтессы, подготовившие доклад о самых интересных экспонатах из его коллекции.

Первым выступил собиратель старопечатных книг Роман Лизогубов. Сначала он продемонстрировал книгу петровского времени – «Псалтырь», отпечатанный в Чернигове в 1716 году в одном из самых маленьких форматов – 1/24 доля листа. На обороте титульного листа – герб гетмана Ивана Скоропадского, возглавлявшего верные Петру I отряды казаков во время Полтавской битвы. А затем рассказал о книге, считающейся прекрасным образцом украинского барокко второй половины XVIII века, – «Акафисте святой Варваре» (1784).

Вслед за ним слово взял коллекционер миниатюрных книг Ярослав Костюк, надевший по случаю заседания украинскую вышиванку. Библиофил представил несколько редких изданий сборника стихотворений Леси Украинки «Вишенки» и уникальную вышитую на ткани книгу поэтессы – «Лесная песня», созданную в наши дни мастерицей из Ровно Оксаной Пчёлко.

О детских книгах украинской тематики рассказал Сергей Смирнов. Сначала он продемонстрировал экземпляр драмы-феерии «Лесные песни» (1930) на украинском языке с иллюстрациями Ольги Сахновской, считающийся одним из самых известных иллюстрированных изданий украинской классики 1920-х – начала 1930-х годов. После чего перешел к рассказу о редких детских книгах, выпущенных киевским издательством «Культура» в 1930 году. Среди них «Носорог» Марко Вороного (рисунки Бориса Крюкова), «Кресло, стул и табурет» Веры Инбер (рисунки Бориса Ермоленко), «Галоши» Наталии Дирш (рисунки Евгения Рачева).

8-11-4480.jpgЗавершающим аккордом стало выступление председателя НСБ Михаила Сеславинского, сосредоточившегося на «блокбастерах» украинской темы. Сначала он продемонстрировал второе издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1836) Николая Гоголя, происходящего из собрания командира 168-го пехотного Миргородского полка, генерал-майора, героя Первой мировой войны, участника Белого движения Николая Савищева (1877 – не ранее 1935). На выход этой книги Пушкин откликнулся рецензией, напечатанной в первом томе «Современника»: «Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением «Вечеров на хуторе»… Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времени Фонвизина!»

Однако наибольшее впечатление на собравшихся библиофилов произвел экземпляр первого издания «Кобзаря» (1840) Тараса Шевченко, выход которого был событием большого литературного и национального значения. Надо отметить, что на сегодняшний день в мире сохранилось всего лишь несколько экземпляров этой книги. Покидающий свой пост руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям признался, что в эти дни часто вспоминает хрестоматийные строки: «Думи мої, думи мої,/ Лихо мені з вами!/ Нащо стали на папері/ Сумними рядами?..»

В завершение своего выступления Сеславинский продемонстрировал редко встречающееся издание «Четырнадцать рисунков украинской азбуки» (1921) Георгия Нарбута – автора первых украинских государственных знаков (банкнот и почтовых марок) и проекта герба Украинской державы.