Лицом к деревне

Впервые после долгого перерыва, связанного с эпидемией COVID-19, состоялось очное заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ). Его темой стала «Русская деревня в библиофильских собраниях».

 Первым по теме заседания выступил председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков. Сначала он продемонстрировал редко встречающийся альбом из 16 автолитографий Георгия Верейского «Деревня» (1924), текст к которому написала Ольга Форш, а затем показал книгу Бориса Григорьева «Расея», вышедшую в 1918 году и включающую в себя помимо живописи и графики художника тексты Николая Радлова, Павла Щеголева и его собственные. В этом альбоме портреты и пейзажи русской деревни сложились в многоголосую песнь, полную горькой меланхолии. Издание вышло тиражом 750 экземпляров и достаточно редко встречается на антикварно-художественном рынке. В тандем к экземпляру из собрания Леонарда Черткова показал эти же альбомы из своего собрания и председатель НСБ Михаил Сеславинский.

12-11-1480.jpgПрисутствующие смогли сравнить вариант из тиража в переплете «под рогожу», заставляющий вспомнить о «лапотной» России, и в картонаже с растительным орнаментом, имитирующим пестрый ситец, и иллюстрациями, наклеенными на листы из цветных обоев. Художник изобразил удаленные уголки Петроградской и Олонецкой губерний, где сам воздух был пропитан духом патриархальной старины. Причем его рисунки – не умилительные пейзажи, а лица стариков и старух, мужиков, баб и детей. Альбом вызвал неоднозначную реакцию современников и подвергся критике как со стороны апологетов «Мира искусства», так и официальных властей, усмотревших искажение действительности. В СССР альбом находился под запретом: его нельзя было купить в букинистическом магазине или получить в библиотеке.

Исполнительный директор НСБ Борис Хайкин рассказал о редких изданиях поэтов XIX века – Алексея Кольцова и Спиридона Дрожжина. Особый интерес у библиофилов вызвала книга Николая Добролюбова «Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения» (1858), в которую были включены его 17 стихотворений, украшенных сочными сюжетными хромолитографиями. Отличительной особенностью экземпляра является милая дарственная надпись: «Дарю Сергею Сальникову в знак особой моей расположенности за его охоту учиться и быть полезным членом общества. Учитель Ильинский».

Писатель и журналист Юрий Ростовцев начал свое выступление, процитировав Виктора Астафьева: «…Родное село – это самое главное, самое светлое место у человека. Где бы я ни был, где бы я ни жил, всегда помню об этом. А библиотека села – это окошко родного дома, где всегда светлый, приветливый огонек». Затем он перешел к рассказу о книгах писателей-деревенщиков из своего собрания, среди которых внимание библиофилов привлекли издания романов, повестей, рассказов и стихотворений с дарственными надписями Федора Абрамова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Василия Шукшина и Николая Рубцова. В завершение своего выступления Юрий Алексеевич продемонстрировал неизвестную рукопись Астафьева из своего архива. Выступающий был лично знаком и состоял в переписке со многими писателями, а также является автором дважды издававшейся в серии «ЖЗЛ» биографии Астафьева.

Собиратель детских книг 20–60-х годов Сергей Смирнов позабавил коллег сообщением об агитпоэме Мориса Долинова «Федот, да не тот. Рассказ в стихах «О путешествии в Африку и Америку и о крестьянской земле обновленной», выпущенной издательством «Новая деревня» в 1925 году.

О редком малотиражном библиофильском издании Георгия Лукомского «Москва и деревня в гравюрах и литографиях 1800–1850» (1922) рассказал исследователь истории русской усадьбы Гарольд Злочевский. В его создании приняли участие такие художники, как Борис Зворыкин, Борис Гроссер и Иван Билибин.

В завершение заседания выступил Михаил Сеславинский, представивший книгу Ивана Бунина «Деревня» (1910) с дарственной надписью брату Веры Буниной, жены писателя, Дмитрию Муромцеву: «Дорогому Дмитрию Николаевичу Муромцеву искренне его любящий Ив. Бунин». Не остались без внимания экслибрисы Сеславинского, посвященные теме деревни, выполненные художниками Ниной Казимовой, Татьяной Козьминой, Юрием Люкшиным, а также офорты современного мастера лирического философского пейзажа Александра Ветрова из серии «Двенадцать месяцев года».

Сергей Трубачев