- Личный сайт библиофила
- Жизнь библиофила
- Троцкий прятался под обоями
Троцкий прятался под обоями
В штаб‑квартире клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) состоялось 94‑е заседание, тема которого была сформулирована так: «19-й год в моем собрании». Тщательно изучив свои библиотеки, книголюбы нашли несколько интересных изданий, выпущенных в 1719, 1819, 1919 и 2019 годах, о которых и рассказали на заседании.
Открыл собрание Борис Хайкин, представивший книги, изданные в 1919 году, из своего собрания. Среди них сборник стихотворений Зинаиды Шишовой «Пенаты», входившей в одесский литературный кружок «Зеленая лампа», среди членов которого были Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев и Юрий Олеша. Наибольшую же известность ей принесла более поздняя детская книга исторического характера «Джек‑соломинка». Весьма интересен очерк «Мудрость Пушкина» Михаила Гершензона со «Скрижалью» (предисловием), которой нет в большинстве экземпляров книг. Писатель ошибочно приписывал Александру Пушкину фрагмент авторского текста Василия Жуковского и посчитал его истинным «ключом» к пониманию великого поэта. Когда же автор узнал о своей ошибке, он распорядился срочно изъять первые страницы книги со «Скрижалью» из всего тиража издания. «Скрижаль» была изъята, но незначительная часть полных экземпляров все же попала на прилавки книжных магазинов, автоматически став «библиофильской редкостью».
Не менее любопытным оказалось и выступление япониста, любителя поэзии, страстного библиофила и автора биографий Валерия Брюсова – Василия Молодякова, прилетевшего на это заседание из Токио. Среди представленных им книг, вышедших в 1919 году, – сборники стихотворений Георгия Шенгели «Еврейские поэмы» и Эриха Голлербаха «Чары и таинства», а также несколько изданий книги американского поэта и публициста Джорджа Сильвестра Вирека.
Издатель Михаил Столяров подробно рассказал о вышедших в 2019 году книгах с иллюстрациями недавно скончавшегося замечательного художника Юрия Иванова.
Под занавес заседания выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский. Сначала библиофил упомянул об указах Петра I 1719 года, но более подробно рассказал о редкой книге «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств», вышедшей в 1819 году, с наклеенным на форзаце экслибрисом графа Александра Алексеевича Бобринского – правнука Екатерины II и дарственной надписью его отца «17 мая 1833. / Саше Бобринскому». Комплект иллюстраций, выполненных сепией в технике акватинта, долго и почтительно рассматривался собравшимися.
Затем Сеславинский продемонстрировал подборку редко встречающихся книг Алексея Ремизова, выпущенных в 1919 году. Это два раскрашенных вручную экземпляра книги «О судьбе огненной», «Сибирский пряник: Большим и для малых ребят сказки» с дарственной надписью поэту, одному из дальних родственников поэтессы Зинаиды Гиппиус, учителю Осипа Мандельштама и Владимира Набокова в Тенишевском училище: «Владимиру Васильевичу Гиппиусу на светлый день Пасхи. Алексей Ремизов. Апрель 1919», а также два экземпляра «Электрона». Первый экземпляр – с дарственной надписью художнику Юрию Анненкову «Юрию Павловичу – терпенья! Алексей Ремизов Спб А: 1920» и вписанными вручную на странице 32 строками «Отче и сын! Жизнь – бестерпельна». Второй экземпляр – с дарственной надписью известному библиографу и библиофилу «Якову Петровичу Гребенщикову эту книгу о судьбе огненной в день терзаний моих и пропада Алексей Ремизов. 1921.9.XI».
Нельзя не отметить и еще один предмет, вызвавший особый интерес у собравшихся библиофилов. Это коллаж из газет 1919 года, снятый со стены из‑под обоев, с портретом Льва Троцкого и объявлениями, представляющий собой сегодня своеобразный арт‑объект.
Текст: Сергей Трубачев
Фото: Андрей Багрянский
Открыл собрание Борис Хайкин, представивший книги, изданные в 1919 году, из своего собрания. Среди них сборник стихотворений Зинаиды Шишовой «Пенаты», входившей в одесский литературный кружок «Зеленая лампа», среди членов которого были Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев и Юрий Олеша. Наибольшую же известность ей принесла более поздняя детская книга исторического характера «Джек‑соломинка». Весьма интересен очерк «Мудрость Пушкина» Михаила Гершензона со «Скрижалью» (предисловием), которой нет в большинстве экземпляров книг. Писатель ошибочно приписывал Александру Пушкину фрагмент авторского текста Василия Жуковского и посчитал его истинным «ключом» к пониманию великого поэта. Когда же автор узнал о своей ошибке, он распорядился срочно изъять первые страницы книги со «Скрижалью» из всего тиража издания. «Скрижаль» была изъята, но незначительная часть полных экземпляров все же попала на прилавки книжных магазинов, автоматически став «библиофильской редкостью».
Не менее любопытным оказалось и выступление япониста, любителя поэзии, страстного библиофила и автора биографий Валерия Брюсова – Василия Молодякова, прилетевшего на это заседание из Токио. Среди представленных им книг, вышедших в 1919 году, – сборники стихотворений Георгия Шенгели «Еврейские поэмы» и Эриха Голлербаха «Чары и таинства», а также несколько изданий книги американского поэта и публициста Джорджа Сильвестра Вирека.
Издатель Михаил Столяров подробно рассказал о вышедших в 2019 году книгах с иллюстрациями недавно скончавшегося замечательного художника Юрия Иванова.
Под занавес заседания выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский. Сначала библиофил упомянул об указах Петра I 1719 года, но более подробно рассказал о редкой книге «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств», вышедшей в 1819 году, с наклеенным на форзаце экслибрисом графа Александра Алексеевича Бобринского – правнука Екатерины II и дарственной надписью его отца «17 мая 1833. / Саше Бобринскому». Комплект иллюстраций, выполненных сепией в технике акватинта, долго и почтительно рассматривался собравшимися.
Затем Сеславинский продемонстрировал подборку редко встречающихся книг Алексея Ремизова, выпущенных в 1919 году. Это два раскрашенных вручную экземпляра книги «О судьбе огненной», «Сибирский пряник: Большим и для малых ребят сказки» с дарственной надписью поэту, одному из дальних родственников поэтессы Зинаиды Гиппиус, учителю Осипа Мандельштама и Владимира Набокова в Тенишевском училище: «Владимиру Васильевичу Гиппиусу на светлый день Пасхи. Алексей Ремизов. Апрель 1919», а также два экземпляра «Электрона». Первый экземпляр – с дарственной надписью художнику Юрию Анненкову «Юрию Павловичу – терпенья! Алексей Ремизов Спб А: 1920» и вписанными вручную на странице 32 строками «Отче и сын! Жизнь – бестерпельна». Второй экземпляр – с дарственной надписью известному библиографу и библиофилу «Якову Петровичу Гребенщикову эту книгу о судьбе огненной в день терзаний моих и пропада Алексей Ремизов. 1921.9.XI».
Нельзя не отметить и еще один предмет, вызвавший особый интерес у собравшихся библиофилов. Это коллаж из газет 1919 года, снятый со стены из‑под обоев, с портретом Льва Троцкого и объявлениями, представляющий собой сегодня своеобразный арт‑объект.
Текст: Сергей Трубачев
Фото: Андрей Багрянский