Романтика книгособирательства

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2024-05-29/14_1225_romance.html

Тираж этого издания – 60 нумерованных экземпляров. Почему не 50 или 70? Потому что миновало ровно шесть десятков лет с того дня, когда человек, которому посвящен сей новейший справочник, появился на свет. Он станет позднее большим шутником, и любой из тех, кто возьмет на себя труд хотя бы перелистать страницы заинтересовавшей нас книги, легко в этом убедится. В биобиблиографическом указателе серьезные исследовательские работы вполне органично сочетаются с текстами, которые относятся к категории интеллектуальных забав: герой указателя вовсе не избегает разных печатных шалостей! Сборник завершается воспроизведением 32 экслибрисов, выполненных на имя юбиляра (на некоторых знаках он присутствует собственной персоной). Вообще книгу приятно не только держать в руках (переплет ласкает пальцы подобием кожи), но и просто созерцать, за что особая благодарность художественному редактору Валерию Покатову! Для полноты картины остается добавить, что указатель выпущен уже в третий раз – со значительными исправлениями и солидным дополнением... Таковы свойства любой коллекции – она постоянно пополняется.

Кто же удостоился такой чести? Кто этот человек, способный чувствовать почти неуловимый аромат книжного переплета? Кто устраивает рандеву с русскими графиками, обосновавшимися в Париже? Кому пришла дерзкая мысль составить двухтомный свод авторских дарственных надписей на экземплярах из личных собраний россиян? Кому, наконец, удалось рассмешить публику своими библиофильскими анекдотами?..

Все эти и многие иные оригинальные издательские затеи инициировал и осуществил Михаил Сеславинский, признанный лидер книголюбческого движения в современной России. Уже много лет он руководит Национальным союзом библиофилов (НСБ) и возглавляет в Москве клуб поклонников и знатоков редких изданий (он именуется «Библиофильским ульем»). Вышедший к 60-летию Сеславинского указатель составлен уважаемым специалистом в этом деле Леонидом Фурсенко и снабжен вступительной статьей доктора исторических наук Александра Самарина – они оба давно состоят в рядах НСБ. Справочник издан редакцией журнала «Про книги», созданного в свое время нынешним юбиляром...

По библиофильской описи, о которой идет речь, нетрудно догадаться о присущих ее герою пристрастиях. Неуемной творческой энергии Сеславинского можно только восхищаться. Помимо сочинительской и собирательской практики он демонстрирует совершенно нестандартные для своей среды поступки. В противовес привычным представлениям о библиофилах как невероятных скрягах, Михаил Вадимович нередко дарит общественным музеям и архивам разысканные им раритеты. Он задумал и провел благотворительный книжный аукцион в пользу Российского детского фонда... Задиристые заголовки многих текстов свидетельствуют о публицистических способностях Сеславинского, о его полемическом задоре, когда того требует сложившаяся ситуация.

Сеславинский-литератор смело экспериментирует в различных жанрах. В повременной печати он выступает в роли то теоретика книжничества, то собеседника известных собирателей, то библиофильского барда, а то и вовсе сочинителя загадок и кроссвордов на библиофильскую тему. Провозглашенное Сеславинским «практическое книговедение» вызывает в прессе и у публики немалый интерес, а нарисованные им типы чудаков-библиофилов пополняют галерею образов, созданных отцами отечественного библиофильства.

Можно только порадоваться за тех счастливчиков, которые после изучения новейшего «сеславинского» указателя с удовольствием поставят его на свою библиофильскую полку... Да, в эпоху нынешней цифровой революции вовсе не перевелись энтузиасты, собирающие печатную старину!

автор: О. Ласунский