Слово правды мир перетянет

В Доме русского зарубежья состоялось торжественное открытие выставки "Слово правды": К 50-летию присуждения Нобелевской премии Александру Солженицыну. 1970-2020".

солж.jpgПричина задержки с открытием выставки понятна - многие важные культурные мероприятия прошлого года были перенесены на 2021 год из-за пандемии. На самом деле выставка открыта для посетителей уже с конца января этого года и будет действовать до 2 мая.

На открытии выставки выступили министр культуры РФ Ольга Любимова, советник президента по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой, член Совет Федерации Владимир Лукин, ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина Борис Любимов и Наталья Дмитриева Солженицына.

Наталья Солженицына озвучила письмо Александра Исаевича в Нобелевский комитет 1972 года, где он выдвигал на премию Владимир Набокова.

МВС солженицын.jpgМихаил Сеславинский передал Дому русского зарубежья вырезки из "Правды" и "Литературной газеты" тех лет с откликами на присуждение Солженицыну Нобелевской премии.

Нобелевская премия по литературе была присуждена Солженицыну в октябре 1970 года с формулировкой: "За нравственную силу, с которой он продолжил извечную традицию русской литературы".

Телеграмма из-за границы пришла в Рязань, по месту его прописки, но Солженицын в это время жил на даче Ростроповича под Москвой. Ростропович был на гастролях. В мемуарной книге "Бодался теленок с дубом" Солженицын вспоминал не без юмора:

"А тут премия - свалилась, как снегом веселым на голову!.. Пришла - прорвалась телефонными звонками на дачу Ростроповича. Век мне туда не звонили - вдруг несколько звонков в несколько минут. Неразвитая, даже дураковатая женщина жила в то время в главном доме дачи, бегала за мной всякий раз, зная меня под кличкой "сосед", и за руку тянула, и трубку вырывала:

- Да вы что - с корреспондентом разговариваете? Дайте я ему расскажу - квартиры мне не дают!

Она думала - с корреспондентом "Правды"..."

На поздравление Шведской академии Солженицын сразу ответил: "Вашу телеграмму получил, благодарю. В присуждении Нобелевской премии вижу дань русской литературе и нашей трудной истории".

В отличие от Пастернака, Солженицын от премии не отказался, но отказался ехать на церемонию награждения, понимая, что обратно на родину его не пустят. Поэтому награждение состоялось лишь в 1974 году, после того как нобелевского лауреата выслали из родной страны.

На выставке в непрерывном режиме с экрана показывается эта церемония. Вместе с лауреатами 1974 года Солженицын заходит в зал. Во фраке, но без бабочки - наотрез отказался! Лицо сосредоточенное, несколько мрачное. Он не улыбается. И это объяснимо. В Нобелевской речи Солженицын скажет: "На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие - может быть с большим даром, сильнее меня, - погибли... И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной головой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня - как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?"

Экспонаты на выставке - подлинные предметы, начиная с тюремно-лагерных лет писателя и заканчивая 1974 годом: нашивки с номером заключенного, портфель и указка школьного учителя, письменные принадлежности, Нобелевские фрак, диплом и медаль, автографы Солженицына, Ростроповича, Лидии Чуковской, Беллы Ахмадулиной и других, документы из архива ЦК КПСС, фотографии...

Особый раздел экспозиции посвящен писателям и поэтам, погибшим в ГУЛАГе. В центре этой части выставки - дверь одной из камер Бутырской тюрьмы из фондов Государственного музея истории ГУЛАГа.